Первый период - шоковая литература
(ощущение предгрозья).
"Пожар" В.Распутина (неготовность
людей к единым испытаниям),
"Печальный детектив "
Астафьева (разрушение границ, победа зла над добром.
Изуродованный город Ейск, отбросы
общества -результат дегуманизации).
"Плаха" Чингиза Айтматова
(Авдий Калистратов-герой страдалец. Тоска по утраченным ценностям).
"Интер-девочка" Куняев
(произведение роковое, поднявшее роль вечной профессии).
Второй период - возвращенная литература
(литература андеграунда).
Молодые писатели создавали произведения
вразрез с общепринятыми требованиями.
В литературный процесс хлынула
литература Зарубежья (писатели 1, 2, 3 волн эмиграции)
«Несвоевременные мысли» Бунина ,"Окаянные дни " Горького
"Жизнь и приключения Чонкина",
(соцарт) Войновича.
Это две ветви единой литературы. Это
период смены нравственной, эстетической
парадигм, смена культурного кода – страна, где литература перестала
играть свою огромную роль (общество потребителей - я потребитель , расширяю
среду потребления одежды, обуви, еды и т. д.)
Третий период - нулевые годы.
Наметились ряд динамических тенденций
(усилилось противостояние культур, идет процесс взаимопроникновения попкультуры и
элитной культуры, начали финансироваться журналы "Новый мир" и
" Современник".
Художественный метод:
- Реалистическая (Писатели пытаются разобраться в многообразии отношений
между человеком и миром, ищут основу, которая противостоит хаосу).
К ним относятся следующие писатели: Солженицын, Астафьев, Распутин,
Маканин, Гранин, Якимов и другие.
Но эстетика старого реализма не
подходит. Поэтому писатели ищут способы понять непонятное. Появляется
неореализм или литература новой волны: Киреев, Бородин, Петрушевская.
- Постмодернизм (Искусство, которое
обращается к готовым текстам, пародируя их, разрушая).
К ним можно отнести Ерофеева, В. Пелевина, Андрея Битова
"Пушкинский дом", Сорокина. Жанровые формы характеризуются
взаимопроникновением, стираются разграничения.
Проза.
Она делится на реалистическую, деревенскую,
почвенническую (единение с природой ), проблема памяти. Сильны традиции
Шукшина (критика псевдоцивилизации) Астафьев
В.(2001)
Трагедийное мировосприятие (боль за
утраченную память, воспевание всего
натурального, естественного. Человек природы - нравственный человек. "Царь- рыба", "Печальный
детектив", "Людочка" (нравственность мира).
Военная тема - опровержение Симонова
"Пастух и пастушка".
Война - зло, пастераль - ирония, лоно-
война (Люся и капитан Костяев). Автор
натуралистически прорисовывает страсть. Любовь заканчивается гибелью Костяева.
Композиция – бой – свидание – прощание -
успение
2001 г - "Пролетный гусь "
История Данила и Марины, которые
вернулись с фронта. Военные подранки пытаются найти счастье, но скоро уходят из
жизни. Причина - крайний эгоизм потребителей, которые научились получать блага.
В.С.Маканин - лауреат многочисленных премий "Лаз", "Стол,
покрытый сукном с графином посередине", роман "Андеграунд
или герой нашего времени" (Бомж
Петрович - форма протеста).
"Две сесты и Кандинский". Это
одна из попыток осмыслить 90-е.
Ольга и Инна Тульцевы мечтают о женском счастье, о любви. Фон -
лихие 90-е. Ольга - главная героиня, экскурсовод. Мастерская в подвале,
достояние – картины отца, Кандинского. Она - хранитель идеалов. История жизни
Ольги - история любви.
1-ая любовь - Артем Константа, политическая
фигура, которая лепится искусственно. Период заблуждений Ольги, разочарование -
наше разочарование.
2- ая любовь у нее к рок -
музыканту Максиму Квинта. Это (рок)
религия 90-х, мера созерцания, новое мироощущение
(голодные, злые, хоризматичные, ближе к Цою). Ольга верит, что это новое. Но
отношения заканчиваются примитивным паразитизмом. Ольга разочарована.
Женская
литература (семья, любовь, милосердие)
Дина
Рубина, Марина Палей, Токарева, Людмила Улицкая,Татьяна Толстая, Петрушевская.
Татьяна
Толстая - сборник " На золотом крыльце сидели
", сб." Река Оккервиль", роман "Кысь"( постмодернизм)
Л. Улицкая (1943)
"Сонечка ", "Перловый суп ", цикл "Девочки
" "Подкидыш", "Дар
нерукотворный", "Ветряная оспа", "Бедная счастливая
Колыванова", " Бедные родственники".
Дина Рубина сборник " Когда выпадет снег",
сб." Дом за зеленой калиткой".
Рассказы: "Любка",
"Двойная фамилия"
Виктория
Токарева:"Лавина"(1996 г), "Я - есть, ты - есть, он есть" ( 1998 г), "Мужская верность"
(2009), "Дерево на крыше" (2009 )
Мария Палей - сложна по языку, проза
метафорична, но изысканная.
Источник: http://Моё |